WWW.ZHUKOVEKB.RU

Свердловская региональная общественная организация  

"Фонд Г.К. Жукова"



1 декабря в Музейно-выставочном центре в Екатеринбурге открылась выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова


…Коды памяти художника Абдуллина


Излишне напоминать, что мы сейчас живём в году, отмеченном великими и трагически окрашенными датами. Это дата 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны, ставшего Днём Памяти и скорби. Это не ушедшая ещё из сердца дата 75-летия Великой Победы, которую страна отмечала в 2020 году. Это 110-летие со дня рождения нашего легендарного земляка Героя Советского Союза, единственного в своём роде человека - разведчика и мстителя, совершавшего уникальные по дерзости акты мщения в самом логове врага - Николая Ивановича Кузнецова. И это год 125-летнего юбилея Георгия Константиновича Жукова, чьё имя вошло в историю страны и в сердце каждого человека, которому дорога эта история, как имя Маршала Великой Победы. Наконец это год, когда в мире идёт особенная война, незнакомая нам ни по истории, ни по формату - война с пандемией, разобщающей людей как физически, так и по образу мышления, приносящая потери всем сторонам конфликта мнений и позиций.

Тема войны и мира остаётся актуальной и её осмысление не уходит с повестки дня ни у философов, ни у мастеров слова, пера или кисти. Трагедия войны и смерти, единственность и уникальность человеческой жизни и судьбы, хрупкость мира, каким бы незыблемым нам он ни казался, - это вопрос не вчерашнего, а сегодняшнего дня для художников, чья выставка полотен и фрагментов мозаичных картин приехала в столицу Урала. Выставка открыла двери посетителям 1 декабря 2021 года в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» (ул. Малышева, 46).


Выставочный проект «ВОЙНА и МИР» - давно ожидаемое в Екатеринбурге событие. Во-первых, потому, что здесь, как мало где ещё, готовились к 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова, ведь Маршала Победы почитают на Урале, как одного из самых знаменитых земляков, хоть и родился он далеко от уральского хребта.



А во-вторых, потому что одним из авторов идеи этой выставки, и автором большинства представленных на выставке полотен является молодой художник с уральскими корнями, казалось бы, не так давно окончивший Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра, - Роман Абдуллин. Впрочем, - Роман Фаристович. Потому что в свои 30 лет он уже член Союза Художников России, является номинантом премии Губернатора Свердловской области, награждён медалью «100 лет РККА», медалью министерства обороны Монголии «80 лет Победы на Халхин-Голе». Он - победитель Всероссийского конкурса «Моя Победа», лауреат Республиканской Премии Татарстана имени Мусы Джалиля, является членом Регионального Фонда Жукова, - принят в ряды этого общественного Фонда в беспрецедентно юном возрасте.

Выставка открылась в среду, 1 декабря 2021 года, в день 125-летия со дня рождения великого полководца Георгия Константиновича Жукова и посвящена она именно этой дате.



В залах собрались представители официальной общественности города, почётные гости, екатеринбуржцы - любители живописи, множество репортёров и представителей телевизионных каналов, актив Регионального Фонда Г.К. Жукова под руководством председателя Правления полковника в отставке Анатолия Абрамовича Войтенко. В числе активно работавших фотокорреспондентов на выставке делал съёмку член фонда Г.К. Жукова и его многолетний летописец Борис Борисович Семавин. На выставку приехали старейший член Правления Фонда, почётный гражданин города Екатеринбурга скульптор, автор самого известного памятника маршалу Жукову Константин Васильевич Грюнберг, а также капитан в отставке, председатель первичной организации «Уральский добровольческий танковый корпус» по городу Полевскому, лауреат федеральной премии «Офицеры России», член Фонда с 1992 года Михаил Васильевич Колмогоров. Выставку открыла Генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера Наталья Константиновна Ветрова.



Затем друг за другом слово взяли министр культуры Свердловской области С.Н. Учайкина, руководитель Департамента образования Администрации Екатеринбурга Е.А. Сибирцева, председатель Правления регионального общественного Фонда Г.К.Жукова А.А. Войтенко,






педагог Романа Абдуллина по художественному училищу - директор СХУ имени И.Д. Шадра В.В. Кисляковский. Все сходились в одном: уральский регион может гордиться своим талантливым сыном, который в своём, совсем ещё юном возрасте открылся миру как исторично и масштабно мыслящий художник-монументалист, достойный ученик и патриот своей страны. Молодой художник Абдуллин своим творчеством связывает поколения героической истории страны с поколением сегодняшних россиян, которым связь эта жизненно необходима, ведь именно от них теперь зависят судьбы мира во всех пониманиях этого слова.

Центральное место на выставке заняло огромное полотно «Победа. 1945г.» с фигурой Маршала по центру на фоне Знамени Победы. Лица солдат ещё суровы, но уже освещены улыбками радости, а весенний ветер развевает плащ-палатки и знамёна. И хребет купола поверженного Рейхстага почему-то очень напоминает стаю птиц, летящих с востока на запад. Хотел ли этого художник? Но, так или иначе - пусть птицы Мира летят сквозь ещё окрашенное красной кровью и огнём небо! Несмотря на плакатность изображения и даже некую публицистичность художнического повествования, это полотно дышит весенним воздухом и началом новой жизни.




Роман представил на выставке целую серию масштабных полотен, посвящённых Великой Отечественной войне. В центральном зале выставки их три: «Победа. 1945 г», «Халхин-Гол» и «Сталинград. 2 февраля 1943г.» - большие вехи в судьбе великого полководца и одновременно судьбоносные события в военной истории страны. Полотна выполнены в одной стилистике и в одинаковом масштабе, преобладающий цвет в них - красный, оттенки красного, черный. Эти цвета - как символы боли и горя, это цвета сражений и потерь. Но и цвета Победы: не случайно художник выбирает в теме войны для своих фундаментальных работ именно моменты победы - весна 1945 года, февраль 1943года…- война обязательно должна быть преодолена! За серию работ, посвящённых героике Великой Отечественной войны, Роман Абдуллин получил Золотую медаль Российской Академии Художеств из рук самого учителя - Академика А.К. Быстрова, который в Санкт-Петербурге лично провёл презентацию выставочного проекта, представленного в эти дни в Екатеринбурге. В проекте участвуют сотоварищи Абдуллина по этому проекту, серебряные медалисты РАХ Чермен Чугкаев, Сергей Некрасов, Марат Кесаев. Их работы, показанные на этой выставке, тоже оставляют особенные впечатления у зрителей, хотя каждый отразил тему Войны и Мира по-своему, в своей стилистике и своих подходах. Работы Чермена Чугкаева поражают обращением к эпосу, Сергей Некрасов создаёт образы современников, Марат Кесаев отражает жизнь родной Осетии. Так в противовес теме войны в работах участников проекта «Война и Мир» представлены произведения о мирном бытие, о жизнеутверждении на земле.



Очень сильное зрительское притяжение вызывают картины самого Академика РАХ, руководителя мастерской монументальной живописи, профессора Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, народного художника РФ, художественного руководителя мозаичной мастерской РАХ в Санкт-Петербурге Александра Кировича Быстрова - «Чёрный ворон», «Емельян Пугачёв», «Голова атамана». От них трудно оторвать взгляд. Может быть потому, что главный герой с полотен художника смотрит зрителю прямо в сердце, вопрошая, - стОит ли его страшная гибель тех ценностей, которые он даже смертью своей и своим личным поражением оставляет людям. На эти картины исторического прошлого России хочется прийти ещё раз и попытаться ответить атаману. Впрочем, художник ему уже ответил: бунтарь не забыт, значит, борьба его стоила свеч.

Но мы идём дальше по выставке и в ближайшем зале видим ещё одну картину, стилистикой изображения, его масштабностью и темой продолжающую серию, посвящённую героике Великой Отечественной войны - «Блокада Ленинграда». Героическая трагедия города отражена и в угловатости световых лучей от прожекторов, и в мёрзлых следах автомобилей, и в закутанных тряпьём детских фигурках, и в силуэтах вражеских бомбардировщиков на красно-кровавом небе Ленинграда. Но художник абсолютно четко обращает зрителя к коду победы, - мы видим вздымающихся коней на Нарвских Триумфальных воротах, ряды советских солдат, входящих в город, движущихся вслед врагу: прорыв блокады совершён. Эта картина выставлялась в Санкт-Петербурге на выставке одной картины в связи с датой 75-летия прорыва Блокады и является продолжением серии, за которую Роман Абдуллин из рук директора Музея Победы получил «Диплом обладателя специального приза Жюри».

У зрителя не остаётся сомнений, что екатеринуржец - выпускник Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Роман Фаристович Абдуллин будет продолжать эту серию монументальных работ, способных украсить любое городское пространство,- не только музейное, выставочное, но и панорамное, уличное, или, например, зал станции метро. Чтобы тема войны и Победы, тема отвоёванного кровью Мира жила. Потому что со временем, как говорит сам художник, ценности утрачиваются, а мы не должны этого допустить.

Своему экскурсу по замечательной и очень своевременной выставке «ВОЙНА и МИР» я могла бы сейчас поставить точку. Но не могу не сказать об ещё одной работе Романа Абдуллина. Она вошла в моё ощущение войны ещё тогда, когда я впервые её увидела в интернете, - «Листопад». Этой картине в 2018 году была посвящена отдельная выставка-акция в Краеведческом музее имени О.Е. Клера в Екатеринбурге. Тогда эта картина была преподнесена художником в дар этому музею, в дар городу. Совсем другая колористика, не похожая на красно-чёрный язык живописных полотен серии «Война и Мир», совсем не плакатная манера живописи. И вообще в этой картине отсутствует какая-либо публицистичность художественного языка.



Это полотно - крупное по размерам, но удивительно камерное по настроению - оно обращено к конкретному зрителю, к его опыту, личной биографии и сердечной памяти. Так лежал в колючей осенней траве мой дед, получивший тяжёлые ранения в 1941? Так упал в октябрьскую примёрзшую лужу дед моего одноклассника, убитый в 1942-м? Так падали они все, сражённые вражеской пулей на той никому не принесшей счастья войне. На любой войне. На любом конце географии. Так падают сегодня не только солдаты, но мирные люди и дети многострадального Донбасса. И только кусочек ясного неба в осенней лужице, обрамлённой венком упавших листьев, терпеливо напоминает: я здесь!.. Здесь, чтобы упокоить погибших, но чтобы светить живым. Так картина о войне и смерти ещё раз расшифровывает для нас код Памяти ради Мира.

В. Молодовская,

Фото: Б. Семавин